Город Львов
Достопримечательности, новости, события, погода, работа, недвижимость и т.д.
Главная » Статьи » Популярное

Врменський Собор В Львов
врменський собор в львов

Армянский кафедральный собор#160 Львова

История

Армянская диаспора, появившаяся на львовских землях чуть ли не одновременно с образованием самого города по приглашению во служение Данила Романовича Галицкого (1201 —1264), уже через столетие была одной из крупнейших и богатейших во Львове, о чем наглядно свидетельствует тот факт, что для поселения ей был выделен участок земли буквально в одном квартале от центра — Рыночной площади.

Конечно одна из крупнейших львовских диаспор не могла существовать без того, что объединяет и сплочает людей одной веры — храма. Так появилась на свет одна из доминант Старого города, которая может поспорить своей древностью с собором на Святоюрской горе. ведь годом ее основания, как считается, так же является 1363-ий от Рождества Христова, #8211 Армянский кафедральный собор Успения Пресвятой Девы Марии.

Его зодчим считается мастер из ныне германской части Силезии Доре (Дорингом) ( #8211 1384), хотя некоторые специалисты, исходя из архитектурных особенностей строения схожего с храмами в Ани, настаивают на руке армянского мастера в сооружении Успенского собора, который по завершении стал сердцем епархии армян всей Руси и Валахии.

Начало было положено. Но как любое любимое детище, которое хочется сделать идеальным, каждое последующее поколение армянской диаспоры дарило ему все новые и новые украшения. Так первыми крупными из них становятся боковые апсиды (начало XV века) и отрытая аркада 1437 года, опоясавшая храм с трех сторон (спустя два столетия ее перестроили в ренессансном стиле).

Следующим же характерным элементом храмовой архитектуры, который украсил Армянский собор в 1571 году под чутким руководством итальянца Петра Красовского, становится трехъярусная колокольня, которая придала его облику завершенность.

В год сдачи своих религиозных интересов православия в угоду католицизма (1630) после планомерного давления со стороны цивильных и церковных властей Успенский собор уже униатской Армянской католической церкви обзаводится удлиненным нефом под бдительным оком архитектора А. Келара, сооруженным возле древней первоосновы.

Время диктовало свои условия — Львов разрастался год от года. Ранее выделенные под застройку армянской общине земельные наделы в самом сердце города оказалась не столь уж велики #8211 их обступили прочие кварталы. Поэтому для увеличения внутренних площадей храма в 1671 году было принято решение о закладке арочных проемов некогда открытой аркады с внешней стороны строения, а так же сооружение ворот для связи Монастырского и Восточного двориков.

Настоящим же бедствием становится для армянского кафедрального пожар 1676 года во Львове, когда его, практически уничтоженного, пришлось десятилетиями восстанавливать из пепла, которого он возродился обновленным: внутренние интерьеры изменили стиль на европейское барокко, а с внешней — пристроили ризницу и часовню. В довершение же к храмовому зданию были пристроены монастырь армянских бенедиктинок, дом архиепископа и армянский банк, замкнувшие периметр. Венцом же завершения работ в 1726 году становится возведение статуи святого Христофора — защитника от внезапной трагической кончины.

Но и святой покровитель не защитил обитель от повторной трагедии, случившейся практически через столетие после первой (в 1773-ем), когда комплекс Армянского собора настолько пострадал, что его восстановление, хоть и не такое длительное как предыдущее (шесть лет), внесло значительные коррективы во внешний вид колокольни и некоторые особенности во внешний облик центральное здание храма.

Последний завершающий этап строительства связан с перестройкой здания армянского архиепископа, который практически был заново отстроен в 1802 году, завершив тем самым ансамбль комплекса львовского Успенского собора.

Но точку в законченном облике храма все же суждено было поставить архитектору Ф. Минченскому, который одновременно с началом первой серьезной реставрации 1908 года изменил внешний облик храмового фасада, выходящий на Краковскую улицу, на псевдоготический стиль. Реставрация же принесла возрождение главной армянской твердыне Львова — снято наслоение штукатурки, появилась купольная мозаика, стены украсила роспись, а на апсидах появились полуколонны.

Последующие же восстановительные работы внесли последние черты в нынешний облик Армянского Успенского собора, когда под слоем штукатурки в храме были обнаружены и вскрыты фрески начала XVI оконных ниш (1925), восстановлен деревянный резной потолок (1925), а на колокольне увидели свет после многих лет забвения фрагменты старой кладки (нижний ярус) и ренесансное обрамление оконных проемов (верхний ярус) (1957).

С приходом Советской власти в Галицкие земли, храм в числе прочих был упразднен, став на долгие годы хранилищем музейных артефактов. Сам комплекс, хоть и признанный в послевоенные годы в качестве архитектурного объекта государственного значения, занял свое место в бесконечной очереди ожидающих шанса на вторую жизнь.

Лишь с приходом нового тысячелетия собор стал вновь оплотом веры — в 2000 году прошло первое богослужение, а в 2003-м он был освящен католикосом всех армян Гарегином II (1951 #8211 ) в качестве главного храма Украинской епархии Армянской апостольской церкви.

Архитектура

Расположенный в одном квартале от площади Рынок — центра Старого Львова — комплекс Армянского собора состоит из трех взаимосвязанных небольших двориков, формировавшихся в условиях ограниченного пространства центра армянского квартала на протяжении шести столетий (с XIV по XX столетия).

Первый Монастырский дворик расположен в северной части и ограничен по периметру зданием Успенского храма в южной части и с севера #8211 г-образным зданием Монастыря армянских бенедектинок (1682) с итальянской галереей (нижний арочный ярус открытого типа, нижний #8211 закрытого), соединяющей оба здания. Внутренний интерьер его украшает два известняковых барельефа XVI века.

Христофоровый (восточный) дворик, замкнутый между апсидами Успенского собора и прочими зданиями комплекса (зданием армянского банка ( XVII ), архиепископского дворца (1802), колокольней XVI века), соединен сквозным арочным проходом с улицей Леси Укринки. Его украшением служит памятная колонна 1726 года.

Главные врата Армянского собора Успения Пресвятой Богородицы во Львове

Южный (центральный), скрытый от Армянской улицы кованной решеткой стены с арочными проемами, дворик соединен по средствам барочных ворот с Восточным. Защитницей его служит скульптурное изображение Девы Марии с младенцем на руках над главным входом в обитель — творение XVII столетия.

Доминантой всего комплекса, окруженной с трех сторон периметра двориками, является Армянский кафедральный собор Успения Пресвятой Девы Марии 1363 года постройки. Ныне, после многочисленных модернизаций и перестроек, столетиями менявших его облик, храмовое здание представляет собой трехънефное четырехстолпное каменное строение с тремя же полукруглыми апсидами в восточной части с завершением из двенадцатигранного барабана. В южной части его сооружена открытая арочная галерея. а в северной #8211 часовня.

Внутреннее убранство собора радует мозаичным сводом руки Юзефа Мехоффера (1869 — 1946) и настенными росписями Яна Генриха Розена (1891 — 1992) в староармянском стиле, появившиеся после реставрации 1926 года.

Трехъярусная каменная колокольня 1571 года квадратная в плане на двух нижних ярусах и восьмигранная на верхнем, украшенном по углам круглыми башнями с вытянутыми луковичными главками, торцом выходит на Армянскую улицу. Главными ее отличительными чертами являются угловая и околооконная рустовка и луковичное завершение на восьмигранном барабане вытянутого верхнего яруса здания.

Каменный с гирляндой по волнистому карнизу дом армянского архиепископа представляет собой г-образное в периметре разноуровневое (с внешней стороны двух-, а со стороны двора трехэтажное) здание, поярусно члененное карнизом и украшенное плоскими лопатками.

Достопримечательности

Достопримечательностью Восточного дворика служит колонна коринфского ордера 1726 года создания, посвященная святому Христофору — защитнику от внезапной смерти и потрясений, установленная после памятного пожара 1671 года. Надгробные камни с обители скорби, ранее располагавшейся на территории комплекса, сейчас украшают угол его составленные вместе в качестве артефактных свидетелей шестисотлетней истории армянской диаспоры Львова.

А еще здесь, в Центральном дворике, располагается деревянная открытая часовенка #8220 Голгофа#8221 ( XVIII век). Притулившись к стене жилого дома она служит визуальным продолжением скульптуры #8220 Спаситель с крестом#8221 предположительно резца Г.Дыкаса, которая своими размерами и месторасположением притягивает взгляды в первую очередь.

Дополнительная информация

Адрес: Украина, Львовская обл. г. Львов, ул. Армянская, 7.

Армянский собор во Львове

ОПИСАНИЕ СОБОРА АРМЯНСКИЙ СОБОР ВО ЛЬВОВЕ

Армянский собор - достопримечательность Львова, один из самых старых исторических памятников города. Построен был в 1363 году армянским архитектором Дорингом. Финансировали строительство армянские купцы.

Сооружение хоть и небольших размеров, но внешне очень впечатляет. Кроме собора, рядом находится дворец архиепископа, армянский банк, колокольня, монастырь, деревянный алтарь с композицией Голгофа и колонна с фигурой Святого Христофора.

Очень часто собор реставрировался, обновлялся и достраивался. В 1437 году была пристроена ренессансная аркада, через некоторое время - башня-колокольня.

Внутри здание собора оставляет незабываемые впечатления. Витражи, орнаменты на стенах, декоративная мозаика - все это делает собор сказочно красивым.

Впечатляет фреска Погребение Святого Одилона , скульптурные группы Уверование Фомы и Св. Софья с дочерьми .

СОБОР АРМЯНСКИЙ СОБОР ВО ЛЬВОВЕ НА КАРТЕ

Армянский кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы — памятник истории и культуры во Львове (Украина). Находится на ул. Армянской, 7-13.

Ансамбль армянской церкви расположен на территории исторического Львова, в той его части, где селились армяне. Собор является архитектурным центром комплекса, вокруг которого группируются остальные сооружения, образуя три небольших замкнутых дворика.

Строительство собора началось в 1363 г. Один из самых древних памятников Львова, построен архитектором Дорингом (Доре, Дорко) на средства армянских купцов Якова из Кафы (Феодосии) и Паноса из Гайцараца.

Многие исследователи предполагают, что в строительстве принимали участие армянские мастера, так как памятник имеет много общих черт с собором в Ани. В 1630 году армянской епископ Львовa Николай Торосович вступил в унию с Римом. В 1690 году основан армянский женский монастырь по правилу святого Бенедикта.

Когда в 1901 году умер архиепископ Исаак Исакович, его преемником стал Юзеф Теофил Теодорович. Он решил сделать реконструкцию и реставрацию храма. В советское время Армянский собор в связи с ликвидацией Львовского армяно-католического архиепископства был закрыт.

26 ноября 1945 был арестован администратор архиепископства, в. Дионисий Каетанович и три других священников. Почти все армяне были вынуждены уехать в Польшу.

В соборе сначала было устроено хранилище Львовской картинной галереи, а с 1953 года — хранилище львовского музея имени В. И. Ленина. В январе 2000 года храм передали верующим, но не Армяно-католической, а Армянской апостольской церкви, так как во Львове практически не осталось армян-католиков. 6 января 2001 года состоялось первое после длительного перерыва богослужение в Армянском соборе.

Ансамбль собора

Ансамбль Армянского собора — уникальный памятник армянской средневековой архитектуры на Украине. В ансамбль храма входят ещё несколько архитектурных шедевров:

  • башня-колокольня над входом во двор, которую выстроил архитектор Пётр Красовский в 1571 году возвращена армянской общине решением львовского горсовета в декабре 2007 года.
  • декоративная колонна с фигурой Святого Христофора (1726 год), которая стоит на дворе
  • здание бывшего армянского банка (XVII век)
  • дворец армянских архиепископов (XVII—XVIII век, в настоящее время не принадлежит армянской общине)
  • здание бывшего монастыря армянских бенедиктинок (XVII век).
  • Монастырский дворик у северной стены собора с противоположной стороны ограничивает здание монастыря армянских бенедиктинок, построенное в 1682. Перед ним в 1881 поставлена статуя работы Г. Дыкаса. Галерея, устроенная по образцу итальянских лоджий, служит переходом из монастыря в собор, ее нижний ярус — открытый, арочный, верхний — закрытый. В стену вмурованы два рельефа (XVI — начала XVII века) из местного известняка.

    Восточный дворик связывают с монастырским барочные ворота (1671). Он называется христофоровым, и в центре его высится памятная колонна Святого Христофора (XVIII век). Со всех сторон дворик замкнут зданиями бывшего армянского банка (XVII в.), архиепископского дворца (конец XVIII века), колокольней (XVI—XVIII века), апсидами собора.

    Сквозной проход соединяет восточный дворик с ул. Леси Украинки. На арке ворот дата «1779 год» — время восстановления зданий после пожара 1773 г. Южный дворик соединен с восточным воротами с барочным фронтоном (1877 г.), отделен от улицей Армянской оградой с металлической решеткой.

    В нише ограды с улицы помещена статуя с датой «1664» — характерный образец львовской скульптуры второй половины XVII века, по мнению некоторых исследователей принадлежащая резцу львовского мастера Мельхиора Эрлемберга. Вдоль южной стены собора тянется открытая аркада-галерея, построенная в 1437 г. Возле глухой стены дома установлен деревянный горельеф «Голгофа» (XVIII век).

    Интерьер

    Просторная средняя часть собора после реконструкции 1908—1927 лет испытала значительные изменения. В рисунке нового деревянного потолка архитектор Ф.Мовчинский использовал модернизованные армянские и ориентальные мотивы, а художник Ян Генрик Розен выполнил преисполненные метафизического содержания картины и орнаментальные росписи стен и витражей.

    Ян Розен пошёл путем синтеза армяно-византийской традиции с западноевропейскими тенденциями современного ему искусства в форме объединения экспрессивных средств выражения с позднесецессионной стилизацией. Особенно удались художнику, по мнению современников, «Тайная вечеря», «Распятие» и «Погребение Святого Одилона».

    Освящение собора

    18 мая 2003 года собор освятил патриарх-католикос всех армян Гарегин II. После того как глава Львовской областной госадминистрации передал армянскому архиепископу Григорису ключи от храма, католикос Гарегин ІІ осуществил обряд «открытия двери» и освятил собор. На торжествах присутствовали спикер армянского парламента Армен Хачатрян, президент Союза армян Украины Нвер Мхитарян, французский певец армянского происхождения Шарль Азнавур с сыном, российский актёр Армен Джигарханян, посол Армении на Украине и посол Армении во Франции, архиепископ УПЦ Августин (Маркевич), глава украинского Госкомитета по делам религий, а также экс-президент Украины Леонид Кравчук.

    Интересные факты

    Летом 1978 года в пределах собора происходили съемки дуэли из художественного фильма Д’Артаньян и три мушкетёра.

    Источники: http://zabytki.in.ua/ru/690/armyanskii-kafedralnyi-sobor-lvova, http://www.stejka.com/rus/lvovskaja/lvov/cathedral/armjanskiy_sobor_vo_lvove/, http://www.truechristianity.info/churches/armenian_church_lviv.php

    Категория: Популярное | Добавил: lvov-32 (14.09.2015)
    Просмотров: 600 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar