Город Львов
Достопримечательности, новости, события, погода, работа, недвижимость и т.д.
Главная » Статьи » Украинский Город Львов

Все Дирижеры Театра Львов
все дирижеры театра львов

Театральні гуртки Львів

Гуртки з рукоділля

Гуртки натуралістів

Гуртки фотографів

Декорування, оформлення

Комп'ютерні гуртки

Новини порталу:

Формат, в котором еще никогда не проходили ни одни каникулы. 30 детей со всей Украины путешествуют по стране, выполняя различные задания. Победителей ждут шикарные призы - это камеры GoPro.

Міністерство освіти Білорусі вперше встановило в рамках вступної кампанії у ВНЗ країни терміни прийому документів, проведення співбесіди та зарахування громадян України та осіб без громадянства, які раніше проживали на території Донецької та Луганської обл.

Карачевцева Лариса Анатольевна - 02 Feb,

Возраст: 56

Семейное положение: незамужем

Образование: Харьковский Национальный Университет Искусств им.Котляревского по классу фортепиано,Харьковский Национальный Университет Искусств им.Котляревского по классу оперно-симфонического дирижирования

Стаж работы по специальности: 16 лет работы хормейстером,оркестровая практика-3 года

Список творческих работ: концертмейстер,хормейстер,преподаватель по классу фортепиано

Ваши требования: получение должности дирижера оперного или симфонического оркестра,преподавателя высшего учебного заведения

Дополнительные сведения: Большой опыт работы с хором оперного театра,концертная практика с Харьковским Молодежным оркестром \\\ Слобожанский\\\ ,студенческим симфоническим оркестром Харьковского Университета Искусств

Карачевцева Лариса Анатольевна - 02 Feb,

Возраст: 56

Семейное положение: незамужем

Образование: Харьковский Национальный Университет Искусств им.Котляревского по классу фортепиано,Харьковский Национальный Университет Искусств им.Котляревского по классу оперно-симфонического дирижирования

Стаж работы по специальности: 16 лет работы хормейстером,оркестровая практика-3 года

Список творческих работ: концертмейстер,хормейстер,преподаватель по классу фортепиано

Ваши требования: получение должности дирижера оперного или симфонического оркестра,преподавателя высшего учебного заведения

Дополнительные сведения: Большой опыт работы с хором оперного театра,концертная практика с Харьковским Молодежным оркестром \ Слобожанский\ ,студенческим симфоническим оркестром Харьковского Университета Искусств

Михаил Михайлович Переплеснин - 17 Aug,

Возраст: 34

Семейное положение: холост

Образование: Аспирантура-ассистентура Харьковского института искусств им. И. П. Котляревского

Стаж работы по специальности: 8 лет

Список творческих работ:

Ваши требования: Заработная плата от 15000-20000 руб. Предоставление жилья квартирного типа

Дополнительные сведения: Тел. 8 926 636 78 39

Переплеснин Михаил - January 19, 2005

Возраст: 27

Семейное положение: женат

Образование: Высшее, ассистентура

Стаж работы по специальности: 5 лет

Ваши требования: Ищу работу в качестве дирижёра или дирижёра ассистента

Комментарии:

Резюме на соискание вакансии дирижёра Михаил Переплеснин Сведения о себе. Год и место рождения: 28.01.1977 г. Ашхабад (Туркменистан). Семейное положение: Женат Специальность ДИРИЖЕР Образование 1992-1995: Туркменское гос. муз. Училище г. Ашхабад (специальность: флейта). 1995-2000: Харьковский гос. университет искусств им. И. П. Котляревского (специальность: флейта – диплом с отличием). 2001-2004: Курс оперно-симфонического дирижирования при аспирантуре Харьковского гос. университета искусств. Дирижированием начал заниматься во время учебы в Харьковском гос. ун-те искусств в факультативном классе Соболя М. Г. засл. деятелей иск-в Украины Нигматуллина Р. Г. Палтаджяна Ш. Г. затем продолжил обучение в Аспирантуре ХГУИ, класс доц. Палтаджяна Ш. Г. Награды Лауреат международного конкурса исполнителей на дер. дух. инструментах им. С. Прокофьева «Украина 98» г. Мариуполь – 2 премия (1998). Дипломант международного конкурса исполнителей на дер. дух. инструментах им. Д. Беды, г. Львов (2000) Опыт работы 2000-2001: Дирижер Московского молодежного симф. оркестра «Наследие Орфея». 2001-2004: Дирижер Харьковского Молодежного симфонического оркестра «Слобожанский» Дирижер-ассистент Симфонического оркестра Харьковского гос. университета искусств. 2004: Главный дирижер Криворожского театра драмы и муз. комедии им. Т. Г. Шевченко. В настоящий момент проживаю в Москве. Рекомендации Заслуженные деятели искусств Украины Нигматуллин Р. Г. Палтаджян Ш. Г. (Харьков), Гаркуша В. Г. Нежигай А. Н. (Днепропетровск). Лауреат конкурса им. Г. Караяна: В. Жордания (США). Дипломы Дипломы международных конкурсов исполнителей на духовых инструментах: «Украина 98» им. С. Прокофьева (1998), и конкурса им. Д. Беды (2000). Творческий опыт • Консультировался у дирижеров: Рождественского Г. Н. Николаева Л. А. Ведерникова А. А. Горелика В. М. Принимал участие в «Мастер-классах» В. Жордании (США) и Д. Ллойд-Джонса (Великобритания). • Дирижировал симфоническими и камерными оркестрами г. Ашхабада, Харькова, Москвы, Днепропетровска. • Гастролировал в Испании. • Осуществил с Харьковским Молодежным симфоническим оркестром ряд премьер: первых исполнений симфонических произведений в Харькове: А. Пярта (Симфония №1), Л. Половинкина («Телескоп II»), Г. Холста, П. Варлока, В. Новака, Ю. Ключарева и пр. Осуществил оркестровые переложения произведений С. Барбера, М. Глинки, М. Скорика и пр. 113556 Москва, Варшавское шоссе, д. 60, кв. 55 61144 Харьков, ул. Гв. Широнинцев д. 73. кв. 299 Телефон (095) 113-71-33 + 38 (0572) 67-47-27 Моб. тел. (916) 675 18 17 (Мос.) + 38 (066) 226-26-87 + 38 (097) 968-10-92 michaelpereplesnin@rambler.ru

Григорий Федорович Топорец - June 09, 2004

Возраст: 51

Семейное положение: женат

Образование: высшее музыкальное

Стаж работы по специальности: 30 лет

Список творческих работ: музыкант-исполнитель, композитор, аранжировщик, дирижер оркестра, преподаватель муз.теоретических дисциплин

Ваши требования: ищу работу

Комментарии:

Топорец Григорий Федорович - родился в Молдавии, образование высшее специальное:-спец.музыкальная школа- десятилетка им.Коки,музыкальное училище - теоретический отдел,институт искусств - факультет дирижеров духовых и эстрадных оркестров.Член союза композиторов Р.Молдова, автор популярных песен в исполнении М.Волонтира, Н.Чобану, И.Суручану и др. молодых исполнителей.Написал музыку к 17 музыкальным спектаклям, в том числе к кукольным.Последние 12 лет работал в музыкально-драматическом театре им. В.Александри в качестве дирижера оркестра театра и зав.музыкальной частью.Предыдущий опыт работы - руководитель ВИА, преподаватель муз.теоретических дисциплин в музыкальной школе искусств.Дочь закончила РАТИ и работает в проекте Народный артист ,в настоящее время живу в Москве, ищу работу по специальности.Контактный тел: 89031353665, e-mail: nadejdatoporets@rambler.ru:

Блог Дзяніса Марціновіча

Posts with the tag #8216 Львов #8217

Профессия-дирижер. Вощаку исполнилось бы 90

19 февраля года знаменитому дирижеру, народному артисту СССР Ярославу Вощаку исполнилось бы 90 лет.

Ярослав Вощак и композитор Кирилл Молчанов (справа)

Фото 1969 года с сайта www.theatre.vzh.ru

Попытаемся представить популярную биографию замечательного музыканта, значительно повлиявшего на оперное искусство нескольких стран #8212 Украины, России и Беларуси.

Львовский период

Ярослав Антонович Вощак родился 19 февраля 1921 года в городе Броды. Сейчас это небольшой городок на северо-востоке Львовской области с населением 23 тысячи человек, но когда-то Броды являлись вторым по значению городом Галиции. Первое упоминание о нем встречается еще в 1084 г. в «Поучении Владимира Мономаха…». В свое время Броды имели магдебургское право, а на западной окраине города размещался замок, от которого остались только руины.

Детство и юность Вощака прошли под властью Польши, которой принадлежала Западная Украина. В середине 1930-х Ярослав поступил в один из старейших художественных вузов Украины, львовский Высший музыкальный институт имени Н.Лысенко. Существует мнение, что в Украине существуют три дирижерские школы: одесская, киевская и львовская. Учителем Вощака был знаменитый композитор и дирижер Николай Колесса, основатель западно-украинской школы, он воспитал легендарного Стефана Турчака, дирижера Национальной оперы Украины Ивана Гамкало, дирижера Одесского театра оперы и балета Ярему Скибинского. По учебнику маэстро “Основы техники дирижирования” училось не одно поколение музыкантов. Н.Колесса преподавал и хоровое, и симфоническое дирижирование. Более того, считал, что сначала надо освоить первое из них, а уж затем переходить ко второму. Любопытно, что по этому пути пошел и Ярослав Вощак.

Но во время учебы перспективы юноши были туманны. Государство не выделяло Львовскому театру больших денег. Поэтому большинство постановок не собирали аудитории, а билеты концерты звезд (например, Энрико Курузо) стоили очень дорого. В результате театр в 1934 году просто прекратил свое существование.

Ситуация резко изменилась в 1939 году, когда Западная Украина была присоединена к СССР. Решением новой власти был создан Львовский театр оперы и балета. Поэтому Вощак начал работать хормейстером нового коллектива. После освобождения Львова советскими войсками Ярослав Антонович становится дирижером, а в 1953 году – главным дирижером театра. Последующие десять лет считаются одним из периодов творческого расцвета Ярослава Вощака.

Основу репертуара театра 1950-1960-х годов составляли спектакли, которыми дирижировал Вощак. Интересно, что главный дирижер участвовал в премьерах национальных опер “В степях Украины” О.Сандлера, “Зарево” А.Кос-Анатольского, “Лесная песня” В.Кирейко, “Украденное счастье” Ю.Мейтуса, а также балетов “Платок Довбуша” и “Сойкино крыло” А.Кос-Анатольского. Как отмечали исследователи, “это было одно из наиболее плодотворных десятилетий в послевоенной истории коллектива, во время которого расцвел талант звезд львовской оперы и балета”.

Народный артист Украины Иван Гамкало вспоминал о работе Вощака: “Есть дирижеры, которые в опере дирижируют сами собой, не слыша даже звучания оркестра. Иные стараются как-то собрать воедино все компоненты оперного спектакля, чтобы он не развалился. А есть настоящие мастера, которые управляют процессом, контролируя абсолютно все: оркестр, хор, солистов, на ходу исправляют ошибки. Для этого нужно много работать в классе. Мне повезло: я прошел хорошую школу. Непревзойденные мастера Ярослав Вощак и Константин Симеонов, с которыми мне довелось работать во Львове и в Киеве, умели и любили работать с певцами. Дирижеры, которые боятся или избегают этой работы – не оперные дирижеры”.

Из Одессы… в Чечню

В 1963 году Вощак уехал в Одессу, где начал работать главным дирижером в театре оперы и балета. Именно там он познакомился с Галиной Поливановой, сыгравшей исключительную роль в его судьбе. Яркое драматическое сопрано, она в 1953 году окончила Одесскую консерваторию и в том же году стала солисткой труппы.

В тот год, когда в театр пришел Вощак, певица стала народной артисткой Украины. У нее был 12-летний сын Валерий, однако его отец ушел из семьи, когда ему не было и года. Это не помешало Вощаку и Поливановой связать свои судьбы. “Какие беседы вели! – вспоминал об отчиме заслуженный артист России Валерий Поливанов, концертмейстер группы ударных оркестра В.Спивакова и Национального филармонического оркестра России. – Хотя я с ним часто спорил: вот-де, джаз, рок, “Битлз” — это круто! Он, мудрая голова, слушал мой лепет про то, что “Бетховен — ерунда”, говорил — да-да-да, пройдут годы, посмотрим. Вот я и пришел в итоге к тому, что Бетховен — это гений” .

В 1965-м судьба Вощака сделал неожиданный поворот. Вместе с семьей он уехал в Грозный, столицу Чечено-Ингушской АССР. Там стал главным дирижером симфонического оркестра Государственной филармонии, а Галина Поливанова – солисткой филармонии. Если сказать точнее, Ярослав Антонович, к тому времени народный артист Украины, стал одним из основоположников оркестра, привлек к работе в коллективе лучших музыкантов региона.

Как вспоминал кларнетист оркестра Роберт Крайнович, «большинство музыкантов Грозного достаточно скептически отнеслись к появлению нового дирижера со специфическим гуцульским бантиком на шее». Но уже на первом концерте, когда Ярослав Антонович дирижировал «Болеро» М. Равеля, «зал поднялся и долго-долго аплодировал стоя. Это была первая большая победа Я.Вощака в Грозном, которая вызвала колоссальное уважение и любовь местных жителей к дирижеру и как дань уважения к украинскому музыканту в моду у интеллигенции Грозного вошла гуцульска» .

«Оркестр он создавал буквально по крупинкам, – писали биографы Вощака, – приглашал из других городов музыкантов, прослушивал молодых выпускников местного и соседних музыкальных училищ, а также прослушивал военных музыкантов». В результате коллектив приобрел высокий профессиональный уровень. Билеты на его концерты было достать сложно. «За короткий отрезок времени Я.Вощак сумел «воспитать» свою постоянную публику, которая посещала все без исключения концерты, а порою даже и репетиции».

За три неполные года грозненский оркестр исполнял Бетховена, Шуберта, Мендельсона, Верди, Россини, Листа, Вагнера, Штрауса и других композиторов. Кроме того, по приглашению Вощака в Грозный приезжали такие выдающиеся музыканты, как скрипач Леонид Коган, пианисты Генрих Нейгауз, Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, виолончелист Даниил Шафран.

Летом, каждую неделю Я.Вощак организовывал в парке культуры Грозного концерты симфонической музыки и презентовал новую программу. Репертуар был очень разнообразным и, вместе с тем, звучала серьезная музыка Листа, Чайковского, Рахманинова.

Фактически Я.Вощак стоял у истоков школы симфонической музыки в Чечено-Ингушетии. Причем, вся музыка чеченских композиторов, которую исполнял коллектив, была записана на пластинки на Московском радио.

Странствия по России

В 1967 году Вощак был приглашен главным дирижером в Воронежский театр. Как писал украинский исследователь Александр Драган, Я.Вощак с большими колебаниями принял приглашение переехать в Воронеж. “Дирижер несколько раз приезжал в Воронеж, пересматривал оперные и балетные постановки, ходил на концерты в другие учреждения, и только когда побывал на спектакле “Брестская крепость”, принял для себя окончательное решение переехать в Воронеж”. По мнению артистки театра оперы и балета И.Кострицкой, главным фактором переезда стало то, что Вощак получил возможность дирижировать оперой, которая манила его как жанр всю жизнь. Причем, с ним отправилась не только его семья (супруга выступала на оперной сцене, а пасынок Валерий заканчивал музыкальное училище), но и большинство ведущих музыкантов оркестра.

Судьба коллектива, куда попал Ярослав Антонович, была необычна: начав свою работу в 1931 году как театр музыкальной комедии, через три десятилетия коллектив был преобразован в Музыкальный театр. А вскоре после прихода Вощака, в 1968 году стал Воронежским государственным театром оперы и балета.

Вощак продолжил традиции прежнего дирижера, А.Людмилина, главной из которых являлась высокая музыкальная культура. Исследователи отмечали, что оперы, которыми дирижировал Ярослав Антонович, #8212 «Мазепа» П.Чайковского, «Трубадур» Дж.Верди и «Русская женщина» К.Молчанова, #8211 “стали настоящими театральными событиями, им сопутствовала любовь зрителей и высокая оценка критики”. Странствия по России завершились работой главным дирижером в Казанском театре оперы и балета (1970-1972). Одновременно Вощак преподавал в Казанской консерватории.

Минские страницы

С 1972 года начался самый яркий, минский этап в биографии дирижера. Вощак стал главным дирижером Белорусского театра оперы и балета, где работал до конца жизни. В 1973-1977 годах он также преподавал в нашей консерватории. Минский этап биографии ознаменовался изменениями и в личной жизни маэстро. В 1974-м Галина Поливанова вернулась в Одессу, где стала преподавать на кафедре сольного пения консерватории и через три года возглавила кафедру. А вот Валерий Поливанов работал в оркестре театра под руководством отчима до 1978 года и только после этого перебрался в Москву. Супругой Вощака стала Эмилия Шумилова. Бывшая балерина Новосибирского театра, она являлась директором и художественным руководителем хореографического училища города. В 1975-м перебралась в Минск, где работала в Институте культуры (а вскоре возглавила кафедру). Вместе с ними жил сын Эмилии Валерий Шумилов.

В 1970-ые годы, ставшие расцветом в творчестве Вощака, он был музыкальным руководством премьеры национальной оперы “Джордано Бруно” Кортеса, а также спектаклей “Миндия” Тактакишвили, “Сельская честь” Москаньи, “Борис Годунов” Мусоргского, “Дон Карлос” Верди, балетов “Кармен-сюита” Бизе–Щедрина и “Спартак” Хачатуряна. Интересно, что балетные постановки до сих пор идут на белорусской сцене.

“Сюита представляет собой картины из жизни, а точнее — духовной судьбы Кармен, – писал о “Кармен-сюите” Ярослав Вощак. – Условность балетного театра легко и естественно смещает их во времени, позволяя проследить не внешние бытовые события, а события внутренней духовной жизни героини. Нет, не обольстительница, не роковая женщина Кармен! Нас привлекает в этом образе духовная красота Кармен, цельность, бескомпромиссность ее натуры”.

Последние годы

В 1979-м дирижеру было присвоено звание народного артиста СССР. Тем не менее в следующем году Вощак был неожиданно снят с должности главного дирижера (его сменил маэстро Анисимов). В первой половине 1980-х Вощак участвовал лишь в постановке вокально-хореографического представления “Кармина Бурана” на музыку Орфа и балета “Болеро” Равеля.

Возникшие временные пустоты были заполнены работой в Башкирском театре оперы и балета, с которым Вощак сотрудничал в 1982-1983 годах. Там по его руководством были поставлены три спектакля – “Дон Карлос” и “Аида” Верди и национальная опера “Салават Юлаев” Исмагилова.

В 1984 году Анисимова на посту главного дирижера театра сменил Проваторов. В это время Вощак осуществил музыкальное руководство двух постановок: оперы “Севильский цирюльник” Россини и национального балета “Крылья памяти” Кондрусевича.

Последней постановкой Ярослава Антоновича на белорусской сцене стала легендарная опера “Дикая охота короля Стаха”, созданная на основе одноименной повести В.Короткевича.

Согласно воспоминаниям заслуженного артиста Беларуси Виктора Скоробогатова, идея оперы возникла у него примерно в 1985-м. Года полтора он носил эту идею в себе, а затем обратился к Владимиру Солтану. Когда композитор показал несколько готовых фрагментов, Скоробогатов обратился к либреттисту Светлане Климкович, а уже затем к Ярославу Вощаку. Солтан “проиграл отрывки, которые уже были написаны. Ярослав Антонович внимательно слушал. Было вдино, что его музыка тронула, и слава богу, понравилась.

– Так, уважаемые. Я должен еще раз перечитать Короткевича. Прийдите ко мне дня через три-четыре.

Прошло три дня. Созвонились. Снова собрались в его квартире.

Ярослав Антонович говорит:

– То, что я услышал прошлый раз, согласуется с образами повести Короткевича. Я согласен начать эту работу”.

В июне 1987 года художественному совету театра был представлен ряд написанных фрагментов, идея была поддержана. Министерство культуры осуществило заказ на создание оперы.

“Опера писалась так, – вспоминал Скоробогатов. – Солтан приходил к Ярославу Антоновичу как студент к профессору. Тот определял задачи, они их обсуждали, потом Володя писал очередной фрагмент. Менее, чем за год опера была готова. (…). По существу, спектакль был готов уже в феврале 1989 года, но премьера состоялась только в апреле. В феврале мы показали в Клубе друзей оперы много отрывков из “Дикой охоты…”. К сожалению, не мог присутствовать на этот заседании Ярослав Антонович Вощак. Он тогда уже почти все время лежал в онкологической клинике в Боровлянах. Он знал, что умирает, однако, когда на “скорой помощи” приезжал на спевки или корректуры оркестра, вел себя как обычно – темпераментно, требовательно и мудро, спуску не давал ни себе, ни нам. Часто, правда, зря, ведь мы все же знали, что он чувствует себя плохо. Да и всем нам хотелось показать ему как можно в лучшем виде. Вощак очень хотел провести премьеру сам. Его жена потом говорила, что работа над оперой держала его в этом мире сильней, чем лекарства. Месяц не дожил до премьеры Ярослав Антонович…”. Он скончался 2 марта 1989 года.

Успех оперы был феноменальный. Постановочная группа в составе композитора В.Солтана, дирижеров Я.Вощака и А.Анисимова (последний заменил Ярослава Антоновича), режиссера В.Цюпы, художника Э.Гейдебрехта, солистов Н.Костенко, В.Скоробогатова и В.Экнадиосова была отмечена Государственной премией Беларуси за 1990 год. Вощак получил ее посмертно.

Послесловие

Со времени смерти Ярослава Вощака прошло уже более двух десятилетий. Как сложилась судьба родных и близких людей Ярослава Антоновича? Его учитель Николай Колесса, скончался в 2006 году во Львове на 103-м году жизни. Эмилия Шумилова, профессором кафедры хореографии Академии славянской культуры, умерла в Москве в 2008 году.

Галина Поливанова по-прежнему живет в Одессе, ее сын Валерий – в Москве. Кроме того, у Вощака были еще две дочери, Оксана и Дарья (возможно, они родились в львовский период жизни маэстро), которые являются соответственно концертмейстером Львовской музыкальной школы имени С.Крушельницкой и арфисткой Мариинского театра.

С течением времени фигура Ярослава Вощака не уходит в прошлое. И сегодня показываются на сцене спектакли, музыкальным руководителем которых он являлся: в Минске это балеты “Кармен-сюита”, “Спартак” и “Кармина Бурана”, оперы “Севильский цирюльник” и “Дикая охота короля Стаха”. Образ дирижера по-прежнему жив в памяти многих его коллег. Например, звезда мировой опера Мария Гулегина вспоминает, что “фотография Вощака стоит у меня дома вместе с фотографиями моих родителей” .

В 2002 году в зеркальном зале Львовского театра оперы и балета имени С.Крушельницкой были установлены бюсты пяти творцов, которые внесли значительный вклад в развитие коллектива. Среди них находится и скульптурный портрет дирижора Ярослава Вощака.

Несомненно, есть в этом высшая справедливость. Ведь как считает украинский исследователь Александр Драган, Ярослав Антонович принадлежал к когорте значительных художников второй половины ХХ века, которые осуществили художественные открытия, ставшие эталоном для следующих музыкальных интерпретаций.

Партер. . № 2. С. 22-26.

Источники: http://www.parta.com.ua/ukr/off_school/theatre/lvov/, http://www.birzha.h1.ru/dirA.php, http://denis86.blog.tut.by/tag/lvov/

Категория: Украинский Город Львов | Добавил: lvov-32 (14.06.2015)
Просмотров: 763 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar